О НАС О ПРОЕКТЕ ВТО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА ПАРТНЕРЫ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА БИБЛИОТЕКА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ЕСТЬ МНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕГИОНЫ РОССИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПРЕСС РЕЛИЗЫ ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ СМИ ФОРУМ
Rambler's Top100

инновации в лёгкой промышленности и смежных отраслях,
новейшая информация о предприятиях, исследовательских
институтах печатных изданиях, аналитических центрах, гос.
организациях, вузах, вакансиях отрасли легкой промышленности





Аналитика. Состояние лёгкой промышленности города Москвы.

Начальник Управления Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы Р. А. Мельникова

«Состояние легкой промышленности города Москвы, проблемы и перспективы развития предприятий легкой промышленности на пороге вступления России в ВТО»

Уважаемые коллеги!

Московские предприятия легкой и текстильной промышленности всегда занимали ведущее место по объемам производства товаров легкой промышленности.

На сегодня легкая и текстильная промышленность города с учетом происшедших изменений за последние три года в структуре промышленных производствпредставлена 87 предприятиями различных подотраслей: швейная, кожгалантерейная, текстильная, обувная, галантерейная, меховая, фурнитурная, где работает около 23 тыс.чел. В год предприятиями отрасли производится продукции на сумму 15 млрд.руб. Средняя заработная плата – 7,5 тыс. руб. Удельный вес прибыльных предприятий составляет -75 %.

Наряду с крупными и средними предприятиями легкой промышленности работает и развивается большое количество малых предприятий, объем продукции ежегодно растет,если в2000 году их доля в общем объемеотраслисоставляла 20 %, в 2005 году уже более 30 %. Этому способствовала и такая тенденция, как разукрупнение многих предприятий, идущих по пути создания небольших производств с мобильным уровнем быстрого реагирования на изменения потребностей рынка в необходимых ассортиментных группах. В целом доля продукции легкой промышленности в объеме всей промышленной продукции Москвы составила около 3 %, а доля налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации – около 4 % .

Ситуация в целом в отрасли непростая. Нам удалось после трехлетнего спада производства (2001-2003 годы) достичь положительной динамики в 2004 году, когда рост объемов производства составлял 114,3 %, но2005 год опять внес свои изменения. Сегодня ИФО за 9 месяцев текущего года по обувной промышленности составляет – 119,7 %, а по швейной и текстильной – 76,4 %. (В среднем по промышленности Москвы ИФО составил 117,9 %).

Есть в отрасли проблемы? Их множество и они одинаковы для всех регионов. Не все смогли выстоять в конкурентной борьбе. Это и жесткая конкуренция со стороны стран Юго-Восточной Азии, которая ставит нас в неравные условия по производству и реализации продукции, и критический уровень износа оборудования, особенно в текстильной промышленности, низкий уровень инновационной активности и привлечения инвестиций и новое явление для отрасли – так называемые недружественные поглощения предприятий.

Последнее, как правило,преследует одну цель: получение в собственность дорогую московскую землю. Так исторически сложилось, что большинство предприятий отрасли расположены в центральной части города и занимают земельные участки от 3 до 7 га, стоимость 1 кв.м. достигает до 5-6 млн. долларов США. Разве это можно получить от производственной деятельности? Вот новые собственники и решают судьбу предприятий, не нарушая законодательство, по своему усмотрению. А это привело к тому, что за последние три года прекратили свою производственную деятельность около 30 предприятий, а это почти 8,5 тыс. рабочих мест. На производственных зданиях бывших крупных фабрик: Ситценабивная, Освобожденный труд, Женская мода, Рускон, Иней, Вариант, висят вывески – агентств по недвижимости, банков, различных офисов и т.д.

Правительство Москвы первым забило тревогу. Такими темпами можно лишиться всей промышленности. Следом за нами пошли под нож и предприятия других отраслей промышленности.

Для сдерживания стихийного развития процессов, связанных с перепрофилированием и закрытием производств на предприятиях, подвергшихся скупке, противодействия негативному для города переделу собственности в промышленном секторе, сохранения и развития научного и промышленного потенциала и использования земельных участков производственного назначения в производственных целях правительство Москвы использует вновь разработанные регламенты. Это, прежде всего, закон города Москвы №35 от 26 мая 2004 года «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы» и в настоящее время разрабатывается методика компенсационных затрат городу при перепрофилировании техтерриторий, производства на которых были уже закрыты до выхода новой законодательной базы. Это в какой-томере дало возможность предприятиям города чувствовать себя уверенней при проявлении к ним интереса различных рейдерских компаний.

Тем не менее, легкая и текстильная промышленность города по прежнему сохраняет свою социальную и государственную значимость, так как наряду с товарами народного потребления выпускает продукцию технического и специального назначения для многих жизненно важных отраслей городского хозяйства (химической, медицинской, космической, служб МЧС, МВД и т.д.). Предприятия отрасли выполняют городские заказыдля социальной сферы города, государственные – для обеспечения обороноспособности страны, сохраняются мобилизационные мощности.

Перед нами стоит задача: первое – это сделать все возможное, чтобы сохранить те промышленные предприятия, которые несмотря ни на что продолжают эффективно работать, развиваться, наращивать объемы производства и второе – в свете предстоящего вступления России в ВТО добиться выпуска продукции высокого уровня конкурентоспособности, качества, востребованной покупателем.

На реализацию этих целейнаправлена, прежде всего, промышленная политика правительства Москвы, которая определила ряд отраслей городского хозяйства, в том числе и легкую промышленность, как социально-значимых для города.

Правительством Москвы, начиная с 1998 года, оказывается конкретная поддержка предприятиям отрасли. Проведение политики поддержки реального сектора экономики города базируется на законе города Москвы «О промышленной деятельности в городе Москве».

Для поддержки отрасли для предприятий легкой и текстильной промышленности города уже на протяжении последних 6 лет установлены льготные ставки арендной платы за землю, а это в разы ниже, чем по другим отраслям. Ведь земля в городе дорогая, до 10 % в себестоимости составляют арендные платежи, на уровне минимальных установлены арендные ставки за нежилые помещения, арендуемые у города под производственные цели.

В год на эти цели отвлекается порядка 110 млн. руб. бюджетных средств. На баланс города принят весь жилой фонд предприятий. Приоритетным правом пользуются московские предприятия при размещении городского заказа для социальной сферы города, оказывается безвозмездная финансовая помощь из средств Фонда квотирования с целью создания рабочих мест для социальной категории населения: молодежи до 18 лет и лиц с ограниченной трудоспособностью из расчета 230 тыс.руб. на одно рабочее место.

Для оказания прямой финансовой поддержки, направленной на развитие промышленного комплекса города, Правительством Москвы, начиная с 1998 года, принята Комплексная программа промышленной деятельности города Москвы, которая определяет приоритеты по конкретным направлениям развития предприятий.

Это, прежде всего выделение бюджетного кредита на техническое перевооружение предприятий, предоставление субсидий и субвенций на закупку сырьевых ресурсов, развитие товаропроводящей сети в виде организации фирменных магазинов и магазинов «Московские товары», организации выездных ярмарок в российских регионах.

Однако главной составляющей дальнейшего развития промышленного производства остается производство конкурентоспособной, высокотехнологичной, востребованной потребителем продукции. Сочетать в своем производстве все эти составляющие можно только при использовании новых технологий, нового ассортимента, с высоким уровнем промышленного дизайна, внедрения инновационных разработок, привлечения дополнительных инвестиций.

Как я уже отметила, инновационная деятельность – главный фактор развития отрасли, а у нас в отрасли она составляет около 3 %. И основной центр тяжести в работе по защите отечественных производителей должен быть сосредоточен на оказании протекционистской поддержки в этом направлении. И здесь серьезную помощь московским предприятиям может оказать отраслевая наука, ведь только в Москве работают 11 научных отраслевых организаций, располагающих богатой базой научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, кадровым и технологическим потенциалом, накопленным в течение многих десятилетий.

Наш Департамент уже имеет опыт работы по предоставлению проектов отраслевых институтов для участия в инвестиционно-инновационных конкурсах по поддержке разработок НИОКР, проводимых Московским комитетом по науке и технологиям.

Достаточно отметить, что за период 2000-2003 годы фактически было выделено по направлению НИОКР для создания новых технологий около 18 млн.руб., все завершенные разработкибыли успешно внедрены на предприятиях отрасли.

В 2005 году, изучив ситуацию на предприятиях города, мы решили выйти с отдельной Программой по разработке и внедрению на предприятиях легкой и текстильной промышленности города инновационных технологий, предлагаемых отраслевой наукой. Данная программа была предложена, как составная часть Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2005-2007 годы и получила одобрение на Коллегии правительства по промышленной политике города.

В Программе принимают участие 11 научных организаций города и 50 предприятий различных подотраслей легкой и текстильной промышленности, включая и предприятия малого бизнеса. Программа направлена на решение целого комплекса задач, начиная от использования новых видов сырья и выпуска готовой конкурентоспособной, импортозамещающей продукции, и удовлетворения потребностей других отраслей городского хозяйства (здравоохранения, образования, коммунальных служб города, строительства). Приоритетные направления Программы объединены в 4 раздела, которые включают 43 проекта с расчетным финансированием в 200 млн.руб. на 3 года.В 2005-2006 гг. на эти цели в рамках договоров, подписанных с отраслевой наукой, выделены финансовые средствав сумме 13,2 млн.рублей.

Мною перечислены основные меры, которые пытается реализовать Правительство Москвы, понимая, что если отказаться от поддержки промышленных предприятий, то можно очень легко и быстро потерять саму отрасль. И без того много факторов, которые привели к тому, что мы теряем одно предприятие за другим, например: кто-то в погоне за выгодными сделками при продаже акций привел к исчезновению целых подотраслей, а другие просто не могут конкурировать с все нарастающей экспансией дешевых товаров из стран Юго-Восточной Азии.

И результат может быть таков, что когда все-таки, а мы на это надеемся, будет определена промышленная политика развития легкой промышленности, у нас не будет ни квалифицированных кадров, ни самих производств.

Я поддерживаю предложения, высказанные здесь коллегами, и надеюсь, что мы будем услышаны.

Материалы предоставлены - НП МЦ «ИНТЕРЛЕГПРОМ».

Версия для печати
© НП МЦ "ИНТЕРЛЕГПРОМ", 2005-2006           Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла
На главнуюНаписать письмоПоискКарта сайта
ВАКАНСИИ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ КОНТАКТЫ ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОИСК РАБОТЫ ТЕНДЕРЫ СТАТИСТИКА

БАЗА ДАННЫХ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ

СПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЯ
IT ИННОВАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ МОДА НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСЫ