О НАС О ПРОЕКТЕ ВТО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА ПАРТНЕРЫ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА БИБЛИОТЕКА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ЕСТЬ МНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕГИОНЫ РОССИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПРЕСС РЕЛИЗЫ ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ СМИ ФОРУМ
Rambler's Top100

инновации в лёгкой промышленности и смежных отраслях,
новейшая информация о предприятиях, исследовательских
институтах печатных изданиях, аналитических центрах, гос.
организациях, вузах, вакансиях отрасли легкой промышленности





Обзоры прессы

08.12.2008
При вступлении в ВТО Украина обязалась сократить ввозные пошлины на импортные автомобили

В следующем году выпуск автомобилей в Украине сократится вдвое, – прогнозирует Министерство промышленной политики. Продажи уже падают – в сентябре машин украинского производства реализовали в 1,5 раза меньше, чем в январе.
Минпромполитики спасение видит в предоставлении предприятиям автопрома льгот на электроэнергию и железнодорожные перевозки и в возвращении 25%-й пошлины на импорт автомобилей, которая действовала до вступления Украины в ВТО, – говорят, санкций бояться не стоит.
Повышение пошлин позволит сохранить десятки тысяч рабочих мест, а также миллионы гривен налогов, которые регулярно выплачиваются в бюджеты всех уровней.
Но правительство не намерено повышать ввозные пошлины на новые автомобили, заявил первый вице-премьер Александр Турчинов. "Мы работаем в рамках тех норм, которые подписали при вступлении в ВТО, и нарушать их не будем. А среди главных условий – отказ от всех заградительных пошлин", – объяснил он.
Повысить ввозные пошлин с 10% до 25% автопроизводителям обещал министр промышленной политики Владимир Новицкий.
Предложение увеличить пошлины с 10% до 22% содержится в зарегистрированном 18 ноября в парламенте законопроекте «О внесении изменений в закон "О таможенном тарифе" с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в условиях мирового финансового кризиса». Но в Минпромполитики пообещали вернуть 25%-ную ставку – соответствующий законопроект планировалось рассмотреть на заседании Кабмина.
Намерение правительства резко осудила Еврокомиссия. Комиссар по вопросам торговли Питер Мендельсон на минувшей неделе заявил, что повышение пошлин противоречит обязательствам, взятым Украиной перед ВТО.
"Повышение пошлин сделало бы бессмысленным импорт автомобилей",– считает гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Вместо повышения пошлин Кабмин предлагает проводить антидемпинговые расследования в случае поступления жалоб от автопроизводителей.
"Это не противоречит правилам ВТО, и когда идет снижение цены импортером меньше себестоимости, мы имеем право определять штрафные санкции",– сообщил Александр Турчинов.
Речь идет о возможности автопроизводителей обратиться с жалобами в межведомственную комиссию по международной торговле. "Если будет доказано, что импорт автомобилей, например, с объемом двигателя 1,5 л, негативно влияет на производство Lanos, комиссия будет вправе начать антидемпинговое расследование и ввести спецпошлину или спецквоту на импорт таких автомобилей на срок до 270 дней", – говорит господин Назаренко. Впрочем, если в ходе расследования данные производителя не подтвердятся – импортерам будут возмещены понесенные убытки»,– добавляет он.
Сами автопроизводители считают антидемпинговые расследования менее эффективной защитой внутреннего рынка, чем введение пошлин. "Для подачи заявки в комиссию производитель должен предоставить доказательства снижения производства на протяжении полугода", – напоминает исполнительный директор ассоциации "Укравтопром" Ефим Хазан.
А снижение производства произошло не так давно: по данным ассоциации, еще в июле в Украине производилось 44 тыс. автомобилей, а в августе и сентябре – по 37,5 тыс., в прошлом месяце – 30,7 тыс. "Спад производства резкий, но начался он недавно. Так что всю необходимую для начала расследования информацию мы сможем предоставить где-то к марту. К тому времени с нашим автопромом будет завязано", – уверен господин Хазан.
"Если пошлины не повысят в ближайшее время, украинские предприятия остановятся», – заявлял на прошлой неделе почетный президент корпорации "Укравто" Тариэл Васадзе. А, по словам зампреда правления "Укравто" Олега Папашева, корпорация будет настаивать на применении антидемпинговых расследований в качестве дополнительной меры по стабилизации ситуации в автопроме.

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

07.12.2008
Лидеры АТЭС выразили готовность к безотлагательным антикризисным мерам и призвали к завершению раунда Доха

Главы 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона на прошлой неделе заявили о своей готовности к «оперативным и решительным действиям, направленным на борьбу с надвигающимся мировым экономическим спадом», и пообещали несмотря на кризис не вводить новых ограничений, мешающих развитию торговли.
На прошлой неделе в Лиме (Перу) состоялся очередной ежегодный двухдневный форум стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На эти страны, в число которых среди прочих государств входят Австралия, Китай, Россия, США и Япония, приходится 55% совокупного мирового ВВП и 49% мирового торгового оборота.
В принятой в воскресенье декларации АТЭС мировой финансовый кризис назван «одним из самых серьезных экономических вызовов, с которыми нам когда-либо приходилось сталкиваться».
Однако лидеры региона также выразили уверенность в том, что их странам удастся пережить это финансовое потрясение. «Мы убеждены, что сможем преодолеть кризис за 18 месяцев», – заявили они.
Впрочем, не все участники АТЭС верят в возможность выхода из кризиса в указанные сроки, что соответствует расчетам Международного валютного фонда. По прогнозам МВФ, в развитых странах экономический рост в 2009 г. едва дотянет до 0,1%, однако в 2010 г. мировая экономика начнет выходить из кризиса.
"Думаю, делать подобные прогнозы, касающиеся временного аспекта проблемы, пока рано", – заявил премьер-министр Канады Стивен Харпер, процитированный агентством France Presse.
Лидеры стран–членов АТЭС отдали своим министрам торговли распоряжение о незамедлительном возобновлении застопорившегося Раунда Доха ВТО, который переговорщики теперь надеются завершить до конца года. По мнению участников АТЭС, успешное завершение Раунда Доха будет способствовать смягчению последствий кризиса.
"Мы нацелены на достижение соглашения по модальностям в течение следующего месяца", – говорится в заявлении по глобальной экономике со ссылкой на рамочное соглашение, подписание которого позволит продолжить переговоры по снижению таможенных тарифов и сельскохозяйственных субсидий.
"Принятие своевременного, смелого и взвешенного решения по повестке дня Раунда Доха повысит взаимную доступность рынков и ограничит применение мер, препятствующих здоровому развитию международной торговли сельхозтоварами", – говорится в заявлении.
В декларации АТЭС намечен ряд других необходимых мер, однако до конкретных новых предложений по преодолению финансового кризиса дело не дошло. Среди включенных рекомендаций – усиление регулирования и надзора в финансовом секторе и разработка более эффективных стандартов корпоративного управления. Лидеры стран АТЭС также отметили необходимость в укреплении сотрудничества между МВФ, который делает упор на изучение рынка, и другими международными финансовыми институтами.
Участники АТЭС также поддержали заявление «большой двадцатки» от 15 ноября, в котором лидеры 20 крупнейших экономик (девять из них также были представлены в Лиме) выразили готовность поддержать курс на развитие международной торговли и приложить совместные усилия для преодоления существующей тенденции экономического спада. В полном соответствии с решениями "большой двадцатки" лидеры АТЭС подтвердили свою готовность в течение ближайшего года воздержаться от создания новых барьеров в международной торговой и инвестиционной деятельности.
Несмотря на то, что решения АТЭС не носят обязательного характера, участники группы, похоже, весьма решительно поддерживают идею снятия излишних торговых ограничений, что должно стимулировать глобальный экономический рост, способствовать созданию новых рабочих мест, сокращению масштабов бедности и, как результат, преодолению последствий финансового кризиса. Закрытие же границ для иностранных товаров и инвестиций только ухудшит ситуацию, предупреждают участники форума.
Готовящийся сложить свои полномочия президент США Джордж Буш, для которого этот саммит АТЭС был последним, призвал к поддержке свободной торговли и искоренению протекционизма. "Правительства также не должны поддаваться искушению избыточного регулирования, которое задушит инновации и рост", – заявил Буш.
Однако некоторые аналитики полагают, что, скорее всего, до конкретных действий дело дойдет не раньше января, когда избранный президент Барак Обама вступит в свои полномочия.
В декларации также затрагивается вопрос создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Это та конечная цель, к которой должны привести предпринимаемые сегодня шаги по либерализации экономического взаимодействия в регионе.
"Мы приняли во внимание высказанное министрами соображение о том, что, хотя создание Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли, вероятнее всего, будет выгодно для региона в целом, могут возникнуть и определенные проблемы", – говорится в заявлении лидеров АТЭС.
Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества был учрежден в 1989 году с целью стимуляции экономического роста, укрепления сотрудничества, развития торговли и активизации инвестиционной деятельности в регионе. В соответствии с принятыми в 1994 г. Боготскими целями, к 2010 г. должна быть создана зона свободной торговли между участниками АТЭС, представляющими развитые экономики, а к 2020 г. в эту зону должны войти и развивающиеся страны–члены АТЭС.
В ходе последнего форума были также затронуты вопросы структурной реформы, повышения продовольственной безопасности региона, усиления социальной ответственности компаний и наращивания потенциала, борьбы с терроризмом и коррупцией, снижения риска массовых бедствий, а также вопросы климатических изменений, энергетической безопасности и экологически чистого развития.
Напомним, что в число участников АТЭС входит 21 государство: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа–Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, Таиланд, Тайвань, США, Филиппины, Чили и Япония.

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

06.12.2008
Международное энергетическое агентство призывает к "мировой энергетической революции"

Международное энергетическое агентство (МЭА) подготовило новый (2008 года) выпуск Мирового энергетического обзора.
В обзоре подтверждается прогноз МЭА о сохранении высокой степени зависимости человечества от ископаемого топлива и отмечается необходимость масштабных инвестиций в развитие энергетического сектора и срочных мер по решению проблемы климатических изменений.
В то же время Агентство пересмотрело в сторону понижения свои более ранние прогнозы по темпам роста нефтяного рынка в связи с текущим экономическим спадом.
«Текущее соотношение энергоснабжения и энергопотребления неприемлемо ни с экологической, ни с экономической, ни с социальной точки зрения. Оно может и должно быть изменено», – заявил исполнительный директор МЭА Нобуо Танака.
По прогнозам МЭА, к 2030 г. мировое энергопотребление вырастет на 45%, то есть будет увеличиваться в среднем на 1,6% в год, причем более половины объема прироста придется на Китай и Индию.
По мнению МЭА, после 2010 г. на второе место по значимости в качестве источника энергоснабжения выйдут возобновляемые ресурсы – частично ввиду высоких цен на ископаемые топлива; при этом треть объема прироста мирового энергопотребления будет удовлетворяться за счет добычи каменного угля.
Очевидная в этой связи проблема климатических изменений затрагивается в Мировом энергетическом обзоре параллельно с еще одним вопросом: для удовлетворения быстро растущего спроса на энергию необходимы масштабные инвестиции в отрасль.
Однако совсем не факт, что 26 трлн долл., которые, по мнению аналитиков МЭА, правительства должны потратить на развитие энергетической инфраструктуры в 2007–2030 гг. (это на 4 трлн долл. больше цифры, которая фигурировала в Мировом энергетическом обзоре за 2007 г.), будут выделены, особенно в свете текущего экономического спада.
Авторы обзора предупреждают о том, что как только мировая экономика начнет снова набирать темпы, нас может ожидать другой кризис – энергетический.
В обзоре также сказано, что основным источником мирового энергоснабжения останется нефть. Основным источником дополнительных объемов нефти будут ближневосточные страны–члены ОПЕК, в то время как страны, не входящие в ОПЕК, несколько сократят объемы производства.
Даже в условиях жесткой политики, направленной на предотвращение климатических изменений, добыча нефти, по прогнозам МЭА, будет расти и достигнет пика в 2030 г., причем цена, вероятно, перевалит за 120 долл. за баррель.
Но сам нефтяной рынок изменится, считают в МЭА. По мере появления новых государственных добывающих компаний будет оставаться все меньше пространства для действий рыночного характера.
Более того, производительность многих месторождений, которые эксплуатируются в настоящее время, будет снижаться, и перед нефтедобытчиками встанет непростой и дорогостоящий вопрос поиска новых месторождений.
Комментируя цены на нефть, упавшие с июльского исторического максимума на 60% до показателя чуть менее 60 долл. за баррель, Танака заявил: «Одно можно сказать точно: нарушение рыночного баланса приведет к росту волатильности цен, а это значит, что эпоха дешевой нефти закончилась».
Программа минимизации негативных последствий изменения климата
Как и в своих предыдущих обзорах, параллельно с инерционным сценарием развития мировой энергетики до 2030 г. МЭА представило свои рекомендации по решению проблемы изменения глобального климата, которое на данный момент является реальной угрозой. Если не взять этот процесс под контроль, в течение ближайшего столетия средняя температура может вырасти на 6 градусов по Цельсию, что будет иметь катастрофические последствия для человечества, предупреждает МЭА.
Реализация альтернативных сценариев – переход на энергоресурсы, использование которых сопровождается меньшим объемом выброса углекислоты, и оптимизация энергопотребления – может удержать прирост мировых температур на уровне не более 2–3 градусов. Это показатель, на который ориентируется Евросоюз, – если не выходить за эти рамки, то можно избежать полномасштабных последствий «угрожающих климатических изменений».
«Несмотря на финансово-экономический кризис, мы не должны откладывать на потом реализацию мер, необходимых для обеспечения стабильных поставок энергии и сокращения выброса «парниковых» газов, – заявляет Танака в заключение. – Наши решения, нацеленные на рациональное использование энергии и увеличение доли энергии с низким уровнем выброса углекислоты, должны ознаменовать начало мировой энергетической революции».

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

05.12.2008
ОЭСР выступила с заявлением о поддержке экспортного кредитования

Крупнейшие развитые страны подтвердили свою решимость поддержать экспорт путем кредитования, чтобы обеспечить приток ликвидных средств в международную торговлю по мере выхода мировой экономики из текущего финансового кризиса.
Соответствующее заявление было сделано в начале прошлой недели.
Инициатором заявления стала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – ассоциация правительств развитых стран, штаб-квартира которой находится в Париже.
«Правительства стран–членов ОЭСР, а также стран, не являющихся членами Организации, полны решимости сохранить свои программы по кредитованию экспорта, обеспечив поступление средств в объемах, достаточных для поддержания международного товарооборота», – говорится в заявлении.
Мировой финансовый кризис отразился на системе коммерческого кредитования, на которой держится вся международная торговля, – сегодня кредиты, делающие возможными международные поставки товаров, обходятся экспортерам и импортерам куда дороже.
Значимые игроки финансово-кредитного рынка, например, банки, либо не имеют необходимых средств, либо слишком боятся риска, чтобы предоставлять кредиты на внешнеторговые операции в период экономической неопределенности.
Снижение объемов экспортного кредитования негативно отражается на объемах внешнеторгового оборота, особенно в бедных и менее кредитоспособных странах, которым и так нелегко получить займ.
Однако власти надеются, что поддержание объема кредитования экспорта на согласованном уровне позволит ликвидировать разрыв, созданный временным снижением емкости рынков.
“The Financial Times” процитировала генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, назвавшего гарантированный объем экспортного кредитования ключевым средством «смазки колес» международной финансовой системы.
«Нельзя рассчитывать на экономический рост, если банки не будут делать того, что им положено делать, а именно – предоставлять кредиты; и уж тем более – если они вместо этого будут заняты взиманием средств, чтобы компенсировать снижение объема капитала», – заявил Гурриа.
Заявление, с которым выступила ОЭСР, согласуется с 7-м пунктом декларации Группы двадцати (включает крупнейшие страны по масштабам экономики), принятой в Вашингтоне 15 ноября.
В документе намечается стратегия вывода мировой экономики из финансового кризиса.
В частности, решение ОЭСР соответствует заявленному в декларации Группы двадцати намерению «помочь странам с переходной и развивающейся экономикой получить в текущей сложной ситуации доступ к финансированию, в том числе через предоставление кредитов для поддержания ликвидности и реализацию специальных программ поддержки».
Наряду со странами-членами ОЭСР участниками соглашения стали Бразилия, Израиль, Румыния, Россия, Словения и Эстония, не входящие в состав Организации, а также участники Соглашения о принципах официально поддерживаемых экспортных кредитов – Австралия, ЕС, Канада, Корея, Новая Зеландия, Норвегия, США, Швейцария и Япония.

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

04.12.2008
ВТО фиксирует сокращение масштабов применения защитных мер

Такой защитный механизм должен защищать производителей от резкого роста импорта или резкого падения цен на производимые ими товары.
Если для того или иного товара превышается установленный пороговый показатель объема или цены, то для него можно вводить компенсационный тариф.
Как отмечается в докладе, в этом году к применению таких защитных мер пока прибегали всего пять раз – по сравнению с 34 случаями применения всеми странами в 2002 г. Начиная с 1995 г. такие меры в общей сложности применялись 89 раз.
Чаще всех такие торговые ограничения применяла Индия – 15 раз за последние 14 лет. За ней следуют Турция (14) и Иордания (12).
Наиболее часто такие меры применялись по отношению к химическим продуктам, за которыми следуют пищевые продукты и основные металлы.
После 1995 г. защитные меры применялись для сельскохозяйственных продуктов примерно 25 раз.
Некоторые предостерегали, что подобные механизмы могут стать более популярными по мере того как национальные правительства начнут искать пути для защиты национальных производителей от глобального экономического кризиса.
Следующий доклад несомненно покажет, действительно ли сработает такой сценарий.
Разногласия по вопросу о том, когда можно использовать новый защитный механизм, обвиняли в провоцировании провала июльской встречи на высоком уровне в рамках торговых переговоров раунда Доха.
Разногласия были главным образом связаны с тем, следует ли разрешать (и до какой степени) развивающимся странам повышать тарифы сверх установленных предельных показателей, чтобы защитить мелких сельхозпроизводителей от резкого роста импорта.
Делегации также не смогли договориться о периоде действия таких защитных мер и о том, сколько месяцев странам потребуется ждать перед введением новых мер по отношению к продукту, для которого в прошлом такие защитные меры уже использовались.
Индия и многие другие развивающиеся страны добивались гибкости при введении защитных мер для защиты национальных производителей, тогда как США, к которым присоединились несколько крупных южноамериканских стран-экспортеров, требовали предсказуемости рынков для своих производителей.

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

03.12.2008
Китай смягчает ограничения для иностранных новостных служб

На прошлой неделе Китай согласился ослабить государственный контроль над новостными службами и агентствами финансовой информации, прекратив торговый спор с Канадой, ЕС и США. В соответствии с меморандумами о взаимопонимании, подписанными Китаем с каждой предъявлявшей претензии стороной, с 1 июня следующего года будет введена в действие новая система регулирования.
Как отметила в своем заявлении Сьюзен Шваб, торговый представитель США: «Я очень рада, что нам удалось сегодня подписать соглашение с Китаем, позволяющее таким финансовым информационным агентствами как Блумберг, Доу-Джонс и Томсон-Рейтер, работать в Китае без несправедливых ограничений, создающих для них неблагоприятные условия конкуренции».
Аналогичное мнение высказала и Кэтрин Эштон, торговый комиссар ЕС: «Сегодняшнее соглашение обеспечивает, что инвесторы и операторы рынка смогут получать всестороннюю и объективную финансовую информацию. Это показывает, чего мы можем добиться, когда все заинтересованные стороны работают сообща для поиска решений».
Эти соглашения урегулировали спор в рамках ВТО, когда Брюссель, Оттава и Вашингтон обвиняли Пекин в применении дискриминационных ограничений по отношению к иностранным источникам финансовой информации.
В 2006 г. Пекин восстановил монополию государственного информационного агентства Синьхуа, по сути запретив иностранным поставщикам финансовых информационных услуг работать напрямую с китайскими клиентами. От всех иностранных поставщиков финансовой информации требовалось работать через правительственное агентство, которое контролировались агентством Синьхуа – прямым конкурентом иностранных поставщиков финансовой информации.
В марте 2008 г. ЕС и США инициировали процедуры разрешения споров в международной торговой организации, а в апреле прошли совместные консультации. Через несколько месяцев свои претензии по отношению к Пекину предъявила и Канада.
В соответствии с соглашениями, о которых было объявлено на прошлой неделе, Китай будет использовать справедливый и прозрачный подход к лицензированию. Ответственность за регулирование финансовых информационных услуг перейдет от агентства Синьхуа к независимому органу регулирования, в соответствии с условиями вступления Китая в ВТО.
Пекин пообещал, что этот новый орган регулирования будет требовать от поставщиков финансовой информации только необходимую информацию и что будут обеспечены адекватные меры защиты при работе с конфиденциальной деловой информацией.
Кроме того, будет отменено требование, чтобы иностранные поставщики работали через агентов. Пекин также подтвердил, что иностранные поставщики финансовой информации не будут сталкиваться с препятствии при создании в Китае своих коммерческих структур.
«Такой результат имеет особое значение в нынешние времена финансовой нестабильности, – добавила Сьюзен Шваб. – Это показывает, что ВТО и правила многосторонней торговой системы позволяют успешно разрешать серьезные проблемы международной торговли»

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008

02.12.2008
По мнению ВТО, финансовый кризис угрожает глобальным торговым потокам

Как заявил на прошлой неделе руководитель ВТО, ухудшается ситуация на рынке финансирования торговли, а оно, по мнению многих, является жизненно важным элементом трансграничной торговли. А поскольку маловероятно, что в ближайшее время ситуация улучшится, то возможны серьезные осложнения для международной торговли.
На прошлой неделе Генеральный директор ВТО Паскаль Лами собрал в Женеве тридцать представителей частных банков, финансовых институтов и экспортных кредитных агентств, чтобы обсудить последствия международного финансового кризиса для финансирования торговли.
После этой встречи, под председательством посла Брюса Госпера, руководителя Генерального совета, был проведен неформальный брифинг для делегатов ВТО, чтобы ознакомить их с результатами утренней встречи и обсудить воздействие международного финансового кризиса на торговлю и на финансирование торговли, особенно в том, что касается импорта и экспорта развивающихся стран.
Многие развивающиеся страны полагаются на финансирование торговли (кредиты, непосредственно увязанные с трансграничными операциями), чтобы помочь профинансировать свое участие на глобальном рынке. Но сейчас, когда многие банки испытывают проблемы с наличностью, получить такие кредиты стало сложно.
Эксперты, присутствовавшие на встрече на прошлой неделе, подтвердили, что выступая на состоявшемся позднее брифинге для делегатов ВТО, Лами заявил, что «за последние шесть месяцев ситуация на рынке финансирования торговли резко ухудшилась». И предполагается, что эта ситуация в ближайшие месяцы только усугубится.
При этом Лами отметил, что приемлемый доступ к финансированию торговли в периоды подобных кризисов критически важен, чтобы обеспечить, что международная торговля может помочь смягчить шок от глобального экономического спада. Более 90% всех торговых операций связаны с теми или иными формами краткосрочных кредитов, а ликвидность, которую обеспечивают такие кредиты, и обусловила недавний рост мировой торговли.
Обращаясь к делегатам, Лами подчеркнул, что финансирование торговли широко рассматривается как одна из наиболее надежных форм финансирования. Такие кредиты имеют короткий период погашения, их применение относительно отлажено, а товары, являющиеся предметом торговли, могут служить залогом.
По сообщению агентства «Рейтер», Лами заявил делегатам, что «основной посыл состоит в том, что финансирование торговли является наиболее надежным, наиболее безопасным и наименее рискованным активом, которым можно найти в области банковской и страховой деятельности».
Тем не менее, после азиатского финансового кризиса в конце 1990-х гг. предложение финансирования для торговли приобрело крайнюю чувствительность к дефициту ликвидности, как, например, в условиях нынешнего ипотечного кризиса.
Участники встречи на уровне экспертов пришли к выводу, что международный финансовый кризис влияет на финансирования для торговли двумя основными путями. Во-первых, кризис усугубляет дефицит ликвидности для финансирования торговых кредитов: нынешний разрыв между спросом и предложением для финансирования торговли оценивается величиной порядка 25 млрд долл. США. Во-вторых, ограничение кредитов и экономический спад заставляют банки избегать финансовых рисков.
Лами отметил, что последующее сокращение финансирования торговли произвело радикальный эффект усиления, оказывающий влияние на поддержание жизнеспособности торговли.
Эти проблемы сильнее всего проявляются в развивающихся странах, многие из которых пытаются обращаться за международными кредитами на других условиях. И действительно, потребуется рост торговли в странах с развивающейся экономикой (которые более всего уязвимы к воздействию негативных последствий ограниченного предложения финансирования для торговли), чтобы поддержать глобальный экономический рост, когда развитые страны оправятся от нынешнего кризиса.
«Приоритетной задачей является укрепление потенциала для смягчения последствий субъективно воспринимаемого повышенного риска и вывод на рынок целевой ликвидности для финансирования торговли», – заявил Лами делегатам на брифинге. Для этого необходимо, чтобы ряд государственных структур, таких как правительства и центральные банки, выделили еще более значительную помощь, чем они уже предложили с целью снижения более сложных рисков чем риски, связанные с финансированием торговли.
В среднесрочной перспективе Лами предложил улучшить механизмы распространения информации, методы оценки риска и сбор данных по финансированию торговли. Хотя это и не относится к обязанностям ВТО, Лами выразил готовность работать с индивидуальными сторонами по этим вопросам.
Специалисты-практики в сфере финансирования торговли в ходе встречи на прошлой неделе представили практические шаги, которые уже предпринимаются для разрешения проблем и обменялись идеями о том, как можно было бы дополнительно выправить ухудшающуюся ситуацию. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик заявил о намерении утроить предельный показатель гарантий для финансирования торговли до уровня в 3 млрд долл. США в рамках программы облегчения торговли. А группа экспортных кредитных агентств Бернского союза в течение нескольких последних месяцев расширила свой бизнес более чем на 30% – эти меры активно поддерживались правительствами нескольких стран, включая Китай, Германию и Японию.
Брифинг Лами для делегатов ВТО позволил официальным представителям высказать свое мнение по поводу кризиса, в надежде, что Лами адекватно представит их соображения на встрече «большой двадцатки» в Вашингтоне, которая проходила позднее на прошлой неделе.
По мнению источника, присутствовавшего на брифинге, никогда еще с 11 сентября 2001 г. члены ВТО не призывали столь активно к международной солидарности. Выступления отличались необычной церемонностью, несомненно, из-за времени проведения и темы встречи.
Члены ВТО разделяли общий консенсус, что настало время для нового подхода к мировым финансам. Египет заявил, что настало время для нового «экономического меню», а Бразилия настаивала, что необходимо расширение международного участия, надзора и прозрачности. Канада заявила, что глобальная финансовая система должны внести свой вклад в общую стабильность.
Многие члены ВТО призывали возобновить усилия в торговых переговорах раунда Доха, выражая надежду, что до конца нынешнего года можно было бы добиться соглашения по модальностям в переговорах по доступу к рынкам сельскохозяйственных и несельскохозяйственных продуктов. ЕС настоятельно рекомендовал Генеральному секретарю завершить модальности к концу года, предполагая, что настало время приглашать министров. По данным одного из источников в ВТО, США стояли особняком, будучи единственной страной, добавившей к формулировке этой цели уточнение «по возможности». По мнению аналитиков, завершение модальностей послало бы международным рынкам сигнал, способствующий стабилизации и укреплению уверенности.
Делегаты подтвердили свою приверженность продолжению либерализации на глобальном рынке, предостерегли против последствий протекционизма, но при этом они также призывали и к усилению регулирования на международных финансовых рынках. Довольно часто также звучали предложения и требования по созданию в рамках ВТО структуры для изучения финансирования торговли, государственной политики и последствий нынешней ситуации – они поступали от ряда делегаций, включая Кот-д’Ивуар и Танзанию, выступавшие, соответственно, от имени Африканской группы и от имени наименее развитых стран.
Многие делегации прямо указывали на затруднительное положение развивающихся стран. Канада высказала свою озабоченность тем, что планы предоставления экстренной финансовой помощи могут поставить под угрозу «Помощь для торговли» или государственное финансирование, а Египет требовал политического пространства для развивающихся стран.
По сообщению источника, Китай предложил другим странам использовать свою модель, указывая на план стимулов для внутреннего рынка. Признавая, что сокращение экспорта не приведет к улучшению его экономики, Китай заявил о своей готовности обсудить любые пути, при помощи которых он мог бы помочь глобальной экономике.

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

01.12.2008
В Женеве прошел очередной раунд консультаций по присоединению России к ВТО

В конце ноября в Женеве прошел очередной раунд консультаций по присоединению России к ВТО. Рабочая группа рассмотрела новую версию итогового доклада, подготовленную в августе.
«Этот документ консолидирует итоги переговоров начиная с 2004 г., и его сквозное чтение показало, что у сторон осталось очень ограниченное число вопросов. В ближайшие месяцы мы сосредоточимся на решении этих вопросов», – сказал Медведков.
Он напомнил, что в числе нерешенных остаются три крупных «политических» вопроса – сельхозсубсидии, пошлины на лес и условия функционирования госторгпредприятий. Кроме этого есть еще порядка 15–20 вопросов технического характера.
Особенно болезненным остается вопрос о лесных пошлинах. Несмотря на то, что премьер-министр В. Путин заявил неделю назад, что Россия может пойти навстречу европейским партнерам и отложить на год введение в РФ запретительных пошлин на вывоз леса, которые должны вступить в действие с 1 января 2009 г., торговые партнеры уже успели высказать обвинения в адрес России в нарушении декларации «большой двадцатки», принятой 15 ноября на саммите глав ведущих экономик мира. В Вашингтоне стороны призвали воздерживаться от протекционизма с целью стимулирования свободной торговли.
При этом и страны Евросоюза и США сейчас, в условиях кризиса принимают активные меры по поддержке своего финансового сектора, а также планируют оказывать помощь и реальной экономике, например, автопроизводителям. Накачивание рынка государственными деньгами тоже можно рассматривать как протекционистскую меру, эффект от субсидий может быть сильнее, чем от тарифных мер защиты, отмечают эксперты.
Еще до саммита «большой двадцатки» власти РФ объявили о некоторых мерах защиты и поддержки отечественных производителей в рамках антикризисных мер. В частности, в 2009 г. планируется сократить квоты на поставки в Россию мяса птицы и свинины из США. Правительство собирается также повысить с 25% до 30% ввозную пошлину на иномарки.
Медведков считает, что меры российского правительства по поддержке реального сектора экономики не выходят за рамки требований Всемирной торговой организации. Он напомнил, что Россия не брала на себя обязательств выполнять достигнутые на переговорах условия до своего присоединения к ВТО.
Минэкономразвития сейчас также готовит перечень товаров и услуг, зарубежные производители которых не будут допускаться к государственным закупкам. Такая мера может считаться справедливой, так как все основные торговые партнеры России – более 60 стран мира – не пускают российские компании на своей рынок госзаказа.
В рамках очередного женевского раунда Россия провела и порядка десяти двусторонних консультаций по системным вопросам, в том числе с Украиной и Саудовской Аравией.
Представители Саудовской Аравии, двусторонние переговоры с которыми были завершены прошедшим летом, в рамках рабочей группы настаивали на принятии Россией обязательств по выравниванию экспортных и внутренних цен на энергоносители.
С аналогичными требованиями в свое время выступал и Евросоюз, но по итогам переговоров европейцы от них отказались и в протокол о завершении двусторонних переговоров они не вошли. Саудовская Аравия на этой неделе также отозвала свой запрос по энергоносителям.
Россия также провела встречу с украинскими партнерами в Женеве, на которой обсуждались «вопросы, касающиеся доклада рабочей группы». Какие именно вопросы затрагивались, российский переговорщик не сообщил.
Представители России и Украины опровергли появившуюся в некоторых СМИ информацию о том, что в Женеве якобы была достигнута договоренность, что Украина не будет инициировать двусторонние переговоры с РФ по ВТО.
"Мы всегда признавали право Украины участвовать в рабочей группе и вести переговоры", – сказал Максим Медведков. Представитель правительства Украины, который курирует вопросы ВТО, в свою очередь заявил: "Мы ни от чего не отказывались, ни на что не соглашались и из рабочей группы по России не выходили". Украина стала членом ВТО в середине мая 2008 г. и тогда же вошла в рабочую группу по России и заявила, что сохраняет за собой право начать двусторонние переговоры по условиям доступа на наш рынок своих товаров и услуг.
С грузинской стороной переговорный процесс не возобновлялся. По сообщениям ИА "Интерфакс", позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается прежней.
Об этом сообщила, комментируя итоги состоявшегося на прошедшей неделе в Женеве очередного заседания рабочей группы по присоединению России к ВТО, заместитель министра экономического развития Грузии Тамара Ковзиридзе: "Наша позиция по-прежнему неизменна. Грузия не поддержит членство России в ВТО до тех пор, пока не будет решен вопрос легализации таможенно-пропускных пунктов в конфликтных зонах». По словам Ковзиридзе, если Россия согласится на предложение грузинской стороны по осуществлению контроля на таможенно-пропускных пунктах в Абхазии и Южной Осетии группами международного мониторинга, то дополнительные проблемы в этом отношении не возникнут". Россия же продолжает настаивать на том, что эти вопросы не имеют отношения к правилам ВТО.
Следующий раунд многосторонних консультаций по вступлению РФ к ВТО пройдет в Женеве в январе следующего года. В повестку дня будут включены, в частности, консультации по ветеринарным и фитосанитарным мерам. Однако официальные лица прогнозы о сроках вступления России в ВТО уже не берутся. Несмотря на оптимистические высказывания представителей ЕС, Д. Медведков сказал, что не готов назвать сроки завершения переговоров. "Все наши прогнозы до сих пор не оправдывались", – сообщил он.
Россия завершила все двусторонние переговоры по ВТО и рассчитывала завершить многосторонние переговоры по системным вопросам до конца текущего года, с тем чтобы уже в 2009 г. стать членом ВТО.
Но целый ряд политических и экономических событий – смена администрации США, обострение ситуации на Кавказе, а также мировой финансовый и экономический кризис – затягивают переговорный процесс и, по оценкам экспертов, Россия сможет вступить в ВТО не раньше 2010 г.
Российские власти неоднократно подтверждали, что курс на присоединение к ВТО сохраняется, но не в ущерб национальной экономике.
В. Путин, выступая на недавнем съезде возглавляемой им партии "Единая Россия" призвал, не отказываясь от интеграции в мировую экономику, ускорять интеграционные процессы на пространстве СНГ – формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также Единого экономического пространства (ЕЭП).

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

01.12.2008
С приближением даты министерской конференции напряжэение в Женеве растет

На фоне ускоряющихся темпов подготовки к министерской конференции, которая должна состояться в Женеве в декабре нынешнего года, переговорщики в Женеве выражают то осторожный оптимизм, то обреченность.
С целью доработки незавершенных частей возможного торгового соглашения, генеральный директор ВТО Паскаль Лами организовал на этой неделе в оперативном режиме серию интенсивных совещаний в формате «зеленая комната» с участием старших переговорщиков (только по приглашению). Одновременно с эти председатель переговорного комитета по торговле сельскохозяйственной продукцией провел свои консультации с переговорщиками. Однако в пятницу на совещании, в котором приняли участие все члены переговорного комитета, сообщил, что ничего нового от переговорщиков он не услышал.
Постоянный представитель Новой Зеландии в ВТО и одновременно председатель переговорного комитета по торговле сельскохозяйственной продукцией Кроуфорд Фальконер сказал, что он надеялся проинформировать собравшихся о «цунами уступок» как следствие «землетрясения в Вашингтоне». Так он охарактеризовал состоявшуюся в конце прошлой недели встречу в столице США, в ходе которой руководители 20 стран договорились сделать все для заключения к концу года рамочного соглашения по сокращению тарифов и снижению уровня субсидий. Фальконер подчеркнул, что членам ВТО необходимо как можно быстрее продемонстрировать свое желание пойти на уступки. В противном случае заключить соглашение в установленный срок не удастся.
Участники переговоров говорили о том, что вашингтонское заявление придало «политический импульс» проходящим с большими трудностями переговорам раунда Доха, которые за семь лет их проведения были несколько раз на грани провала. Вместе с тем, представитель одной из делегаций отметил, что если в декабре – практически сразу после провала июльских переговоров – опять не удастся договориться, то это будет серьезным ударом для ВТО и многосторонней системы торговли в целом. Представитель другой делегации сказал, что проведение малой конференции на уровне министров теперь неизбежно.
 
Параллельные переговоры
Лами и Фальконер провели параллельные переговоры в последней попытке сформулировать механизм уступок, необходимый для заключения соглашения. Фальконер, как правило, проводил неформальные встречи после обеда с небольшим количеством участников в формате «лесных прогулок», в которых принимало от 10 до 12 постоянных представителей стран в ВТО. Лами же проводил встречи после 18:00, в которых принимали участие примерно 20 постоянных представителей стран в ВТО. По имеющейся информации, состав и количество участников каждой встречи зависят от обсуждавшихся вопросов.

В частности, Лами сконцентрировался на четырех ключевых вопросах, которые, по его мнению, необходимо обязательно решить, для того чтобы в предстоящие недели было заключено рамочное соглашение о глобальной торговле.

К числу этих вопросов относятся:
1) специальный защитный механизм, в рамках которого развивающиеся страны могли бы временно поднимать тарифы в случае резкого роста объемов импорта или резкого падения цен;
2) число «чувствительных товаров» и режим их обращения; такие товары имеют особое значение для таких стран импортеров, как Япония;
3) отраслевые соглашения;
4) эрозия преференций для промышленных товаров.

Фальконер стремился согласовать более широкий круг ранее нерешенных вопросов, включая упрощение тарифов, создание тарифных квот, эрозию преференций, предельные размеры тарифов, а также «особые товары», которые только одни развивающиеся страны смогут вывести из под действия мер по сокращению тарифов с целью обеспечения продовольственной безопасности, занятости сельского населения и сельского развития. Как и Лами, он проводил консультации с делегациями членов ВТО по вопросам «чувствительной сельскохозяйственной продукции» и специального защитного механизма, при этом переговоры по последнему вопросу должны начаться во вторник.
 
Эрозия преференций: уточнение периодов реализации
В ходе переговоров об эрозии преференций, по одну сторону оказались экспортеры сельскохозяйственной продукции из стран Латинской Америки, а по другую – страны Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейна. Если первые подчеркивают необходимость выполнения мандата по либерализации торговли тропической продукцией, то последние, которые в настоящее время извлекают пользу из наличия торговых преференций от целого ряда таких товаров, подчеркивают необходимость решения вопроса эрозии указанных преференций. Особенно острые дебаты развернулись вокруг вопроса регулирования торговли бананами и сахаром. Предложение по заключению рамочного соглашения о торговле бананами было снято ЕС с повестки дня после провала июльских переговоров о заключении пакетного соглашения.
В прошлую пятницу Фальконер сообщил переговорщикам, что цель переговоров, которые проводились на прошлой неделе, заключается в уточнении позиций членов ВТО в отношении уступок, на которые они согласились пойти в июле этого года. По крайней мере, речь идет о тех товарах, которые не входят в перечень тропической продукции, тарифы на которые подлежат более резкому снижению в более короткие сроки. По-видимому, импортеры (главным образом, ЕС и США) и страны, на которые распространяется действие преференций, придерживаются тех договоренностей, которые были достигнуты в то время. Однако они отказались сообщить информацию о том, какие товары подпадут под действие указанных договоренностей, поскольку все будет зависеть от уступок, полученных по другим направлениям переговорного процесса.
Вместе с тем, председатель отметил, что члены ВТО согласились на более длительный срок, в течение которого развитым странам будет разрешено снижать уровень тарифов на эти товары. Вполне возможно, срок этот будет таким же, как и для развивающихся стран (от 8 до 10 лет).
Председатель комитета также провел дальнейшие переговоры по поддержке местной промышленности и экспортной конкуренции, направленные на уточнение позиций стран в отношении размера уступок, на которые они были готовы пойти в июле.
Япония и Канада стремятся обеспечить более выгодные условия торговли чувствительной сельскохозяйственной продукцией
Как сообщается, Япония и Канада стремятся расширить перечень чувствительной сельскохозяйственной продукции, на которые они имеют право в рамках проекта документа, подготовленного председателем комитета в июле. И развитые и развивающиеся страны имеют право снижать тарифы на эту продукцию на меньшую величину в обмен на расширение импортных квот.
По имеющейся информации, Япония добивается разрешения отнести к категории «чувствительной продукции» 8% тарифных позиций на сельскохозяйственную продукцию, а Канада – 6%. В настоящее время обе страны имеют право относить к этой категории только 4%. Экспортеры потребовали расширения импортных квот на все виды чувствительной сельскохозяйственной продукции на 1% против каждой дополнительной тарифной позиции на чувствительную продукцию. Однако пока не ясно, согласятся ли Канада или Япония с этим требованием.
 
Формирование тарифных квот, упрощение структуры тарифов – разногласия остаются
Представители стран экспортеров, которые всегда возражали против того, чтобы страны импортеры формировали новые тарифные квоты на товары, на которые квот ранее не существовало, что необходимо сначала разработать четкие правила, прежде чем создавать такой механизм гибкости. Страны экспортеры продолжают утверждать, что квоты могут создаваться только для тех товаров, которые отнесены к категории «чувствительной сельскохозяйственной продукции». Страны же импортеры считают, что и на другие виды товаров также можно устанавливать тарифные квоты.
В частности, в проекте документа «о модальностях» (в которых устанавливаются формулы и цифры сокращения тарифов и снижения размеров субсидий, а также исключения из этих положений) необходимо четко указать требования к выбору такой продукции и режиму торговли, к распределению квот, а также к ряду других вопросов.
Члены ВТО также должны согласовать свои позиции по вопросу упрощения структуры тарифов. Если страны экспортеры ранее призывали к преобразованию всех сложных тарифов в простые – как доля от стоимости товара – то представители некоторых стран недавно пересмотрели свои требования. Дело в том, что данные исследований показали, что использование уже согласованной методики пересчета, может фактически привести к снижению уровня доступа на рынки. В новом документе, подготовленном делегацией Уругвая, странам импортерам предлагается «ветвь мира» за счет того, что отдельные тарифы можно оставить в сложной форме, если упрощение таких тарифов не было произведено по истечении определенного времени. Однако отдельные развивающиеся страны, к примеру, Индию, убедить в пользе этого предложения не удалось.
 
Переговоры по доступу на рынки промышленных товаров и проблема, связанная с заключением отраслевых соглашений
На проходящих в параллельном режиме переговорах о доступе на рынки промышленных товаров (НАМА) особого прогресса на встрече в пятницу вечером достигнуто не было. По имеющейся информации члены ВТО обсуждали только вопрос, связанный с заключением отраслевых соглашений. Разногласия по-прежнему касаются числа товарных позиций, подпадающих под действие программ по либерализации торговли товарами определенных отраслей, а также конкретных стран, которые должны принимать участие в реализации инициатив по снижению тарифов.
Члены ВТО из числа крупнейших развитых стран, например, Канада, ЕС и США стремятся получить твердые обязательства таких стран, как Бразилия, Китай, Индия по вопросу их участия в отраслевых соглашениях. Однако серьезное сокращение тарифов, которое необходимо осуществить в рамках таких соглашений, может создать определенные трудности для некоторых развивающихся стран. Представитель делегации Бразилии заявил, что Бразилия готова обсуждать формы участия в таких соглашениях, однако представитель Китая выразил сильные сомнения. Пекин заявил о том, что расширение процессов либерализации торговли по таким направлениям, как продукция химической промышленности и производство электроэнергии будет сопряжено с особыми трудностями.
Председатель переговорного комитета по обеспечению доступа на рынки промышленных товаров Л. Васеша, Швейцария, проинформирует членов ВТО о результатах переговоров в пятницу после обеда на информационной встрече.
 
Дата проведения «неизбежной» министерской конференции приближается
Стремительно приближающаяся дата проведения министерской мини конференции, скорее всего, приведет к тому, что в ближайшие дни придется принимать жесткие решения. Ожидается, что на неделе, начинающейся 1 декабря, Лами должен решить приглашать ли ему министров стран членов ВТО в Женеву для участия в конференции (которая продлится, как ожидается, три дня) в период от 10–19 декабря. Члены ВТО готовы принять все меры, для того, чтобы избежать повторения июльского провала конференции, в ходе которой в течение несколько дней многие министры торговли оказались вне переговорного процесса, который проходил с участием лишь отдельных стран.
Новый проект документа, подготовленный Фальконером на прошлой неделе, рассматривался как возможный прорыв в переговорном процессе, если бы члены ВТО смогли продемонстрировать гибкий подход. Теперь же эта возможность кажется упущенной. Ранее участники переговорного процесса предполагали, что этот документ будет разослан уже в эту пятницу. Однако если этот документ требует рассылки, то возможность для этого стремительно сокращается, поскольку и министры и ключевые фигуры переговорного процесса, как правило, хотят иметь возможность ознакомиться с текстом за несколько дней до начала конференции.
Переговоры по вопросу специального защитного механизма намечены на этот четверг, при этом встреча с участием всех членов будет проходить в неофициальном формате 28 ноября в пятницу. Что касается дальнейших мероприятий, то график проведения переговоров пока неясен.

/Еженедельник "МОСТЫ", 02.12.2008/

-----------------------------------------------------------------------------------------

А р х и в новостей: [все]  1  2  3  4   6  7  8  9  10  11

Версия для печати
© НП МЦ "ИНТЕРЛЕГПРОМ", 2005-2006           Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла
На главнуюНаписать письмоПоискКарта сайта
ВАКАНСИИ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ КОНТАКТЫ ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОИСК РАБОТЫ ТЕНДЕРЫ СТАТИСТИКА

БАЗА ДАННЫХ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ

СПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЯ
IT ИННОВАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ МОДА НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСЫ